Дулуман — Календари, летоисчисление, дата рождения и воскресения Иисуса Христа

letoisch

Статья Дулумана Е.К. посвящена формированию современной системы летоисчисления и календаря, роли христианства в этом процессе, а также каким образом устанавливались даты самых главных праздников христиан.

В виду приближающегося Рождества ниже представлен отрывок посвященный дате рождения Иисуса Христа.


10. Когда родился Иисус Христос?

У Дионисия не было твердых оснований для определения года рождения Иисуса Христа. За исходную выходную посылку составления Вечной Пасхалии он  взял не дату воскресении Иисуса Христа, а  дату иудейской пасхи в 754 году от основания Рима по юлианскому календарю. Именно с этой даты составлялась Пасхалия в Александрийской церкви, этой датой в своей Пасхалии оперировал знаменитый святой Кирилл Александрийский. Александрийская церковь тогда считала, что Иисус Христос родился в пятницу, в день иудейской  Пасхи 8 апреля 754 году за римским календарем. Эта дата была близкая к евангельским рассказам о рождении Иисуса Христа. Близкая, но не точная.[40] Александрийцы, а за ними и Дионисий Малый в своих расчетах опирались на сообщение Евангелия  от Луки.

Когда составлялся первый вариант Александрийской Пасхалии, а это было где-то в начале 4-го столетия, в христианской церкви еще были в употреблении около сорока Евангелий. На Карфагенском Соборе 394 года из этого числа отобрали только 4 — Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Среди них наиболее совершенным с литературной точки зрения было Евангелие от Луки. Ее автор свободно владел греческим языком, в своём  тексте ссылался на много достоверных исторических фактов и документов. И хотя его факты и документы позже не выдержали  историко-научной критики, в свое время они оказывали сильное  впечатление на несведущих читателей. Лука давал много исходных данный, чтобы установить и время существования Христа и время  наиболее значительных событий в его жизни.

Обратимся к анализу евангельских текстов.

Евангелист Лука пишет, что Иисус приступил к своей проповеднической  деятельности в своих 30 лет[41], в 15-ий год правления кесаря (императора) Тиберия. А из исторических документов нам достоверно известно, что Тиберий был провозглашен кесарем и соправителем своего дяди императора Августа  в 13 году нашей эры, а после смерти Августа — в 15 году нашей эры (в 784 году от основания Рима) стал  единоличным императором и правителем  Римской империи. Если Иисусу  Христу в 15 год правления  Тиберия было 30 лет, то он родился в 784 — 30 = 754 году от основания Рима. Если же автор Евангелия от Луки года правления Тиберия считает от времени его провозглашения соправителем Августа, что сомнительно, то рождение Иисуса Христа нужно отнести на два года раньше.

Считаясь с  сообщением Евангелия от Луки и Пасхалией Александрийских патриархов, Дионисий Малый допустил  полтора ошибки. Половина этой ошибки состояла в том, что в римской арифметике того времени не было ноля, и Дионисий вынужденный был обозначить рождение Иисуса Христа реальным числом “Год Один”. Но Иисусу Христу исполнится “Один год” только через 12 месяцев. Таким образом в летоисчисление, которое начинается от года рождения Иисуса Христа, Дионисий Малый поневоле ошибочно прибавил один год. Эту ошибку закрепил Беда Достопочтенный, который предложил свой вариант счёта годам до рождения Иисуса Христа. В предложении Беды Достопочтенного  первый год до рождения Христа (Before Christ, B.C.) совпадает с первым годом рождения Христа (Past Christ, P.C.; или по-другому: Anno Domini, A.D.)  . Но один год до  рождения Христа и один год после рождения Христа дают в общем счёте 2 полные годы, а не О года, как то было задумано Дионисием и Бедою.

Существенная же ошибка автора нашего летоисчисления состояла в том, что он не учел других рассказов  и свидетельств ранних деятелей христианской церкви о времени Иисуса Христа. А в его время, в время Дионисия Малого, евангельские рассказы  о рождении Иисуса Христа обросли сетью праздничных обрядов, которые опирались не на рассказы Луки, а Матвея. Правда, по евангельским рассказам  любого евангелиста, или всех их вместе взятых, установить дату и день рождения или смерти и воскресения Иисуса Христа решительное невозможно. Богословы высокой научной квалификации вследствие  тщательного изучения новозаветных текстов в их сопоставлении с реальными историческими данными и явлениями природы дату рождения Иисуса Христа относят между  8 годом до нашей эры и 3 годом нашей эры. В целом же, церковные историки сошлись на дате 4 года до нашей эры, как дате рождения Иисуса Христа. Никто из серьезных церковников  и богословов сейчас не утверждает, что наше летоисчисление и 2005 год  отсчитываются  от рождения Иисуса Христа. Даже в папской Энциклике по случаю  2000-го года Иоанн Павел Второй признает несоответствие нашего летоисчисления  дате рождения Иисуса Христа. Он отмечает, что евангельские свидетельства о дате рождения Иисуса Христа являются не историческими документами, а «документами веры». И далее: «Если удержаться от ответа на вопросы о точной дате рождения Христа», то мы можем говорить о том, что «прошло 2000 годов от рождения Христа».[42] Католическая церковь сделала, было, официальное заявление, что 2000 лет ото дня рождения Иисуса Христа исполнилось в 1996 году. На честь такого вывода американский профессор стародавней истории Принстонского Университета Глен Боверсок составил шуточную песенку, которую потом стали  распевать его студенты:

… Just remember the jingle

‘Hark the herald angels roar,

Christ was born in B. C. four.[43]

Календари, летоисчисление, дата рождения и воскресения Иисуса Христа
Календари, летоисчисление, дата рождения и воскресения Иисуса Христа
duluman-kalendari-letoischislenie-data-rozhdeniya-i-voskreseniya-iisusa-xrista.docx
100.4 KiB
0 Downloads
Детали...

Добавить комментарий