Нагорная Проповедь и ее противоречия

ohНагорная Проповедь (НП) рассматривается многими как авторитетное учение в системе  христианской веры. Произнесенная, якобы, Иисусом, она, как утверждают, является предписанием для христианской жизни.  НП состоит из 107 последовательных стихов, охватывающих главы 5, 6 и 7 Евангелия от Матфея. Это длинный непрерывный монолог из Нового Завета. Лишь небольшая его часть — Блаженства, записана у Луки (6:20-38). Некоторые стихи НП появляются также и у Луки, но они широко разбросаны по всему Евангелию. Авторы Евангелий от Марка и Иоанна полностью их игнорируют, как и апостолы — Павел, Петр и Иоанн. Так что же является источником НП и почему она записана только у Матфея в таких подробностях через более, чем 50 лет после того, как Иисус ее якобы произнес?

Авторы Евангелий от Матфея и Луки, хотя и работали самостоятельно, крепко попользовались одними и теми же двумя источниками: Евангелием от Марка и гипотетическим документом под названием «Q» (нем. Quella,- источник). Хотя сам Q был утрачен, он был реконструирован путем тщательного анализа текста Матфея и Луки. Считается, что Q, был написан вскоре после смерти Иисусаи, как представляется, был основным источником для НП. Однако Q не имел формы повествования. В оригинале он состоял из серии не связанных друг с другом высказываний самого Иисуса или о нем. Однако большинство высказываний Q представляют собой не более, чем переработанные пассажи из Ветхого Завета. К примеру, «Возлюби ближнего твоего» (5: 43) из Q, на самом деле происходит из Левит 19:18.

НП была взята главным образом из Q, однако, установки Евангелия — вымышленные. Поскольку они писались как нарративы (повествования), их авторы — Матфей и Лука были вынуждены изобрести настройки для произнесения проповеди с тем, чтобы она соответствовала их истории. Каждый сделал это в соответствии со своим собственным богословием. В Евангелии от Матфея 5:1 Иисус идет на гору для произнесения проповеди в традиции Моисея на горе Синай.  У Луки Иисус сошел с горы (6:17), чтобы показать, что он – человек из народа, истинный  пролетарий. Теперь давайте взглянем внимательней на проповедь, имея в виду два весьма актуальных вопроса:

1) Чему Иисус пытается научить своих учеников?  

2) Всегда ли он сам следовал тому, что проповедовал?

В первом высказывании (5:2-3) Иисус провозглашает: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Хотя он ни разу не объясняет, что означает «нищие духом», можно только предполагать, что это состояние общего недовольства или подавленности. Кроме того, он никак не объясняет, как связаны эти два понятия: нищета духа и  Царство Небесное. Однако этот стих и другие подобные ему эффективно использовались для умиротворения и управления рабами и женщинами.

Говоря о бедных слоях населения, приведем интересный пассаж из Луки (6:24-25), который явно связан с НП, но по странности, не найден у Матфея. В нем говорится: «Но горе вам, богатые, получившие свое утешение. Горе вам, что насытились, потому что будете голодными». Из этого и других текстов выходит, что в этике Иисуса никакой порядочный человек не может быть богат и владеть имуществом. Хорошо питаться и жить комфортно — смертельные грехи per se. Иметь много, в то время как другие находятся в нужде – не по-христиански. Этот эдикт является прямым осуждением капиталистической системы экономики. Это же самое вытекает и из коммунистического манифеста.

Иисус объявляет в 5:5, «Блаженны смиренные: ибо они унаследуют землю». Из этого следует, что сам Иисус был смиренным. Однако смиренные люди не объявляют себя открыто Богом (Иоанн 10:30) или сыном Божьим (Иоанн 10:36), как Иисус. Кроме того, смиренные люди обычно не создают вокруг себя толп народу, как делал Иисус в Храме (Матф 21:12). Возможно, отсутствие кротости объясняет, почему он не смог унаследовать землю.

В 5:7 Иисус говорит: «Блаженны милосердные, ибо они получат милость». Иисус был нетерпим к тем, кто не был согласен с ним. В Евангелии от Матфея 10:33 он говорит: «Но кто станет отрицать меня перед людьми, того и я буду отрицать перед отцом моим небесным». Это слова не милосердного человека. Может быть, именно поэтому он не получил милости, когда в Матфее 27:46 он воскликнул, «Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?»

В 5:9 Иисус заявляет: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены детьми Божьими». Но в Евангелии от Матфея 10:34 он говорит: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю. Я пришел принести не мир, но меч». Так много для мира… Чтобы подчеркнуть это утверждение, в следующем стихе Иисус делает потрясающую декларацию: «Я пришел установить сына против своего отца и дочь против матери, и невестку против ее свекрови». Этот отрывок практически дословно повторяется в Луке 12:51-53. Следует отметить здесь, что в Притчах Соломона 6: 16-19 есть список того, что Бог ненавидит, в том числе человека, который сеет раздор в семье.

Добавить комментарий