О сайте


Целью сайта не является попытка оскорбить чьи-то религиозные чувства!

Некоторые материалы выложены с целью ознакомления и могут не отражать официальную позицию администрации сайта по тому или иному вопросу!

Если Вы не склонны к критическому анализу, и Вам неинтересно мнение не совпадающее с Вашим, то лучше просто закройте web-страницу!

Мы также уважаем законодательство в сфере защиты авторского права, поэтому, в случае его нарушения, мы сделаем все возможное, чтобы защитить интересы правообладателя. По всем вопросам и предложениям пожно обращаться по адресу admin@ateizm.in.ua


Когда заходишь на какой-либо тематический сайт, то первым делом возникает вопрос «Для чего всё это нужно?». Верят себе люди в богов, в духов, инопланетян, зомби и во многое другое сверхъестественное и нерациональное, какое нам до этого дело? Так то оно так, пока эти люди не объединяются в общественные организации (например церкви), распространяют свои взгляды на большое количество людей, влияют на деятельность социальных институтов и вмешиваются в государственные дела. Тогда это становится общим делом.

Самой распространенной формой веры в сверхъестественное является религиозная вера (вера в бога или богов, и близкие им по свойствам «силы»). Многие верующие сразу же спешат заявить: «Вера и религия не одно тоже!».  Бертран Рассел писал1:

 Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.

Вера, действительно, более широкое понятие, поэтому и выделяют отдельно религиозную веру, которая не отделима от религии и лежит в её основе. Религия это также и мировоззрение, основанное на (помимо религиозной вере)  догматизме, служению религиозным культам, поклонении «священным» писаниям и «божественным» откровениям. Существуют также такие формы верований как итсизм, деизм, пантеизм и др., похожие по содержанию, — но их можно рассматривать как рудименты религии.

Религиозному мировоззрению традиционно  противопоставляется научное, атеистическое. Было время, когда религия способствовала развитию философской (а соответственно и научной) мысли, но это время осталось далеко в древности. prosveshenieВсе последнее время (прим. 1-1.5 тыс. лет) религия во главе с церковью либо открыто противодействовала развитию научной мысли, либо эксплуатировала её в своих целях. Да, среди ученых были (да и сейчас можно таких найти) верующие люди, но не следует забывать, что они жили в духе времени, когда церковь контролировала все аспекты жизни, и любое мнение противоречащее церковным устоям (а тем более открытая позиция против них) было опасным для жизни. С появлением светского общества и отделением государства от церкви ситуация кардинально поменялась, произошла научно-техническая революция и верующие ученые стали немногочисленным меньшинством2, большая часть ученных — атеистами. Исследования показывают, что существует обратная зависимость между уровнем образования и религиозностью, что еще раз подтверждает ту мысль, что любая склоность к нерациональному мышлению и вере в сверхъестественное происходит от невежества.

Верующие любят заявлять, что атеизм — это религия с верой в отсутствие Бога. Но это не так! В отличие от религии, атеизм свободен от догматизма, ему свойтственны свобода мысли и убеждений,  он опирается на научный метод и скептицизм. Отрицание существования Бога это вовсе не прихоть, это позиция основанная на наблюдаемой человечеством картине Мира, всех известных процессах и явлений во Вселенной, и отсутствием доказательств его существования. Всё что мы наблюдаем может быть описано без участия Бога, поэтому гипотеза о его существовании лишняя. Верующие оправдываются тем, что вера не нуждается в доказательствах, но понимая, что придумать можно всё что угодно,  даже вездесущего летающего холодильника-целителя, не оставляют попыток найти так необходимые доказательства. Но если присмотреться к ним поближе, то становится понятным, что в большинстве случаев это или невежественная интерпретация какого-то естественного явления, или догадки и бездоказательные логические рассуждения. Доказательств нет, и это факт! Верующие возражают по примеру: «Рентгеновские лучи тоже когда-то не были известны, а потом были открыты, мы просто еще не обнаружили Бога…». В отличии от веры в Бога, у людей не существовало веры в рентгеновское излучение, оно (как и многие другие физические явления) было открыто в ходе эксперимента, т.е. в ходе познания окружающего мира, а не по причине нашего желания или нежелания существования объекта . Вера в объект еще не делает его реальным! Да, в науке есть теории, которые еще не были проверены экспериментально, но без подтверждений эти теории или остаются всего лишь гипотезами (предположениями), или же проверяются другими способами.

Верующим тяжело мирится с наукой. Именно поэтому среди них в последнее время набрала популярность псевдонаучная концепция креационизма, которая пытается доказать существование «Творца» и «разумного замысла», но она лишь имитирует науку и таковой не является. Тем не менее, многие богословы взяли её на вооружение и упорно пытаются продвигать в образовательных системах по всему миру. Их упорство вызывает беспокойство во многих странах, в 2007 году ПАСЕ даже приняла резолюцию под названием «Опасность креационизма для образования»3. Еще один пример того, как вера одних становится общим делом для многих.

Атеизм, в широком понимании, это не только отрицание существования Бога, но и отрицание всего сверхъестественного, т.е. такого, что не поддается объяснению или познанию. Главным тезисом есть принципиальная возможность познания и рационального объяснения всего во Вселенной. Отсутствие непротиворечивого объяснения говорит об недостаточном уровне знаний и необходимости продолжить познание объекта, сверхъестественное объяснение говорит об интеллектуальном бессилии и лени. Гипотеза о невозможности познания чего-либо существующего (сверъестественность), говорит нам о том, что либо известных методов познания недостаточно и необходима выработка новых, либо данный объект не существует. Именно поэтому верующие «познают» бога (духа, «энергии» и т.д), но если присмотрется к этим «познаниям» поближе, то на практике они оказываются вхождением в особое эмоциональное состояние (иногда даже транса), объяснением перемен в жизни верующих (схема «дары — наказание»),  и самоанализом (вплоть до разговоров с внутренними голосами).science 1543

Попробуем теперь ответить на вопрос — «Для чего всё это нужно?». Этот сайт создан для того, чтобы помочь людям отказаться от суеверий и предрассудков и  начать думать рационально, доверять не предубеждениям и чувствам, а знаниям и науке, помочь людям понять, «откуда растут корни» у веры в сверхъестественное и уберечься от псевдонаук. Как сказал Кристофер Хитченс: «Нам необходима новая эра Просвещения…» . Религиозная вера вредит современному обществу, именно поэтому многие ученые и интеллектуалы нашего времени занимаются популяризацией науки, гуманизма и атеизма… Конечно, многим верующим тяжело отказаться от традиций своих родителей, своей страны, от старой модели мира, где все объяснялось божественными замыслом, влиянием и волей. Но для начала задумайтесь — что дает религиозная вера? Что она создает? Вера не строит дома и не проектирует автомобили, все современные достижения и блага дала нам наука. Церковь обычно себе присваивает духовные блага, чаще всего понимая под ними способность к утешению и поддержанию общественной морали. Но утешать может и искусство, и спорт, и гуманизм, а моральный аспект вовсе спорный. С поддержанием морали вполне справляются гражданские нормы и законы светского общества, религиозная вера напротив является причиной большинства конфликтов в мире, вера провоцирует нетерпимость, большинство осужденных — верующие, как в абсолютных так и в относительны величинах (например, см. 22 Ways Religion Promotes Crime >>). Вера тормозит прогресс, заставляет тратить огромное количество времени впустую. Лучше это время потратить для решения глобальных, жизненно важных проблем, чем спасение призрачной души для вымышленного существа!..

Шаг эа шагом вера в чудеса должна отступать перед постоянно и уверенно идущей вперед наукой, и мы не можем сомневаться в том, что рано или поздно этой вере придет конец.

Макс Планк


P.S.

В завершение, расшифруем логотип сайта, который изображает три самых популярных пародийных религии.

Слева изображен «Чайник Рассела» — аналогия, приведённая Бертраном Расселом в статье под названием «Есть ли Бог?» («Is There a God?») для опровержения идеи, что бремя доказательства ложности религиозных утверждений лежит на сомневающемся. Рассел писал:

Многие верующие ведут себя так, словно не догматикам надлежит доказывать заявленные ими постулаты, а наоборот — скептики обязаны их опровергать. Это, безусловно, не так. Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я заранее, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов. Но заяви я далее, что, поскольку моё утверждение невозможно опровергнуть, разумное человечество не имеет права сомневаться в его истинности, мне справедливо указали бы, что я несу чушь. Однако, если бы существование такого чайника утверждалось в древних книгах, о его подлинности твердили каждое воскресенье и мысль эту вдалбливали с детства в головы школьников, то неверие в его существование казалось бы странным, а сомневающегося передали бы на попечение психиатров в эпоху просвещения, а ранее — в опытные руки инквизиции.

По центру пародия на известную фреску Микеланджело «Сотворение Адама», где вместо Творца изображен Летающий Макаронный Монстр — божество пародийной религии пастафарианства или Церкви Летающего Макаронного Монстра (Church of the Flying Spaghetti Monster). Пастафарианство основано Бобби Хендерсоном в 2005 году в знак протеста против решения департамента образования штата Канзас, требующего ввести в школьный курс концепцию «Разумного замысла» как альтернативу эволюционному учению.  В открытом письме на своём веб-сайте Хендерсон возвещает веру в сверхъестественного Создателя, похожего на макароны и тефтели — Летающего Макаронного Монстра (ЛММ), и призывает к изучению пастафарианства в школах наряду с другими религиями.

Справа изображен символ Невидимого Розового Единорога, который пародирует сочетание противоречивых свойств, приписываемые божествам в различных религиях. Последователи этой религии наиболее часто цитируют следующее утверждение:

Невидимый Розовый Единорог обладает огромной духовной силой. Мы знаем это, поскольку он может быть невидимым и розовым одновременно. Наша религия основывается как на логике, так и на вере: мы верим в то, что Единорог розовый, но так как мы не можем Его видеть, мы можем логически заключить, что Он невидим…

Можно сказать, получилась такая себе монотеистическая троица расселаизма 🙂