Православие и наука

kafedra bogosloviaВ последнее время Русская православная церковь (РПЦ) развернула активную компанию по внедрению во все возможные социальные институты с целью подвергнуть своему влиянию как можно большее количество людей. Примеров множество: массовое строительство храмов и церквей в России и Украине, открытие кафедр теологии в государственных институтах, в том числе негуманитарных, введение в школах урока «Основы православной культуры», изменение законодательства с целью борьбы с «богохульством», преобразования светского образа жизни в «праведный» и т.д.

Не малое внимание уделяется и науке, её дискредитации и реформированию «на свой манер». Появляется православная психология, физика, биология и другие псевдонаучные дисциплины, пытающиеся показать православие как научно обоснованную форму общественного сознания. Людям прививают мысль, что православие (и христианство в целом) всегда ратовала за науку, и чуть ли не благодаря христианству она возникла . Вот примеры таких высказываний:

Достаточно заглянуть в историю, чтобы понять что это не так. Христианство и церковь не только тормозили научное познание мира, но и активно противодействовали науке. Костры инквизиции надолго затормозили научный прогресс, а тотальная безграмотность в паре с уголовным преследованием надежно охраняла устои феодально-религиозной системы управления государством.

В книге «Разум против догмы» уже была затронута данная тема, сейчас в качестве примера  «любви» к науке будут представлены церковные и околоцерковные документы (см. оригинал статьи Е.К. Дулумана «Православие и наука«)


1

И по России. На Стоглавом Соборе 1551 г. была запрещена астрологическая литература (как «еллинские бесования» и «богомерзкая прелесть»). В исполнение соборного решения помимо прочих «изымались и уничтожались… книги астрономического содержания, переводы античных авторов по философии»

(Титов В. Ложные и отреченные книги славянской и русской старины: Тексты-первоисточники 15-18 вв. с примечаниями, комментариями и частичным переводом / Гос. публ. ист. б-ка России. — М., 1999. — С. 106).

 2

Английский посланник Флетчер, живший в Россию в 1588 году, привел следующее объяснение преследований церковью первопечатника Ивана Федорова (см. 319): «будучи сами невеждами во всем [речь идет о русском высшем духовенстве], они стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие. По этой причине они уверили Царей, что всякий успех в образовании может произвести переворот в государстве и, следовательно, должен быть опасным для их власти. В этом случае они правы, потому что человеку разумному и мыслящему, еще более возвышенному познаниями и свободным воспитанием, в высшей степени трудно переносить принудительный образ правления. Несколько лет тому назад, еще при покойном Царе [Грозном], привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого Царя и к величайшему его удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство». В 1600 году «для того, чтобы в будущем иметь среди своих подданных мудрых и способных людей, он предложил оказать всей стране милость и благоволение, и выписать из Германии, Англии, Испании, Франции, Италии и т. д. ученых, чтобы учредить преподавание разных языков. Но монахи и попы воспротивились этому и ни за что не хотели согласиться, говоря, что земля их велика и обширна и ныне едина в вере, в обычаях и в речах и т. п. Если же иные языки, кроме родного появятся среди русских, то в стране возникнут распри и раздоры и внутренний мир не будет соблюдаться так, как сейчас… из-за решения монахов и попов это благое намерение царя и не могло быть исполнено» (Буссов К. Московская хроника: 1584-1613 // Хроники смутного времени. — М., 1998. — С. 17).

2 comments to Православие и наука

  1. Как относиться православному христианину к науке, к участию человека в научном процессе?

Добавить комментарий